Водный ребенок
    Водные родыЖурнал
<<На главную страницу
waterbaby.ru
Аква. Выпуск 2

Водные роды
Теоретические основы
История
Опыт специалистов
Исследования и статисика
Мнения о родах в воде
Вода и роды
Использование воды во время родов
Вода для кульминационной стадии родов
Рассказы о родах
 
Книги
Чарковский И.Б.
ВОДНЫЕ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА
Предисловие
Введение
ГЛАВА I. ВОДНЫЕ ПРЕДКИ ЧЕЛОВЕКА
I.1. Люди и дельфины
I.2. О происхождении человека от водной человекообразной обезьяны
I.3. Атланты - переходная стадия от полуводного к наземному образу жизни
ГЛАВА II. ВОДА И ДИТЯ
II.1. Альтернативные водные роды
II.2. Врожденная плавательная способность младенца
II.3. Психологический микроклимат и приучение малышей в водной среде
II.4. Работа с младенцами на воде и предупреждение несчастных случаев
II.5. Основные признаки водной адаптации ребенка
ГЛАВА III. НЕИССЛЕДОВАННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРУДНОГО РЕБЕНКА
III.1. Двигательная активность с рождения
III.2. Гимнастика младенца
III.З. Марафонский заплыв малыша Васи Разенкова
III.4. Переплывет ли дитя Черное море?
ГЛАВА IV. НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
IV. 1. Лечение стимулированием двигательной активности ребенка в холодной воде
IV.2. Нетрадиционный способ лечения у ребенка острых респираторных заболеваний
IV.3. Реабилитация детей-олигофренов с помощью водной среды
IV.4. Нетрадиционный способ реанимации младенца
IV.5. Частные случаи нетрадиционного лечения больных детей
IV.6. Дельфины исцеляют детей от болезней
Послесловие
Словарь терминов и понятий
Список литературы
Александр Наумов
ДОМАШНИЕ ВОДНЫЕ РОДЫ.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ.(избранные главы)
Правда и ложь о водных родах
Журнал Аква. Выпуск 1
Пять бесед с Игорем Борисовичем Чарковским
Описания трёх родов
«Рождение в воду».
Барбара Мейерс Келлер
«Алана и дельфины».
Сказка. Уэнди Мейтджи
«Мутанты Чёрного моря».
Патриций Ван Эрсель
Журнал Аква. Выпуск 2
Дети-дельфины
Встреча И.Б.Чарковского с Э.Майерс в Москве
История одного рождения
Три рождения:
Начало легенды
«Беседа в лунную ночь».
Любен Дилов
Эволюция при нулевой гравитации
Гавайский центр пренатальной культуры
Выдержки
Ссылки

Фотогалерея

 

 

 

 

Дети-дельфины

Стоп! Здесь же есть подсказка: «вскоре» - это значит «не сразу», это значит, что есть такой период в жизни новорожденного, когда страх перед водой не овладел им!
Если индивидуальное развитие («онтогенез») есть повторение развития человека как вида («филогенез»), то этот период соответствует, по-видимому, тому этапу развития наших предков, когда океан, вода ещё не были вполне оставлены, когда не стали врагами номер 1.
И пусть этот период в жизни человека мал (по данным Чарковского, около 3 месяцев), он представляет шанс иначе построить отношения с водой.
Но рядом с ребёнком в это время находимся мы, взрослые, т.е. носители полностью проявившегося «стресса на воду». И именно мы, явно или скрытно, осознанно или подсознательно, - сделаем всё для того, чтобы наш ребёнок стал «нормальным», т.е. как мы, как все.
На защиту «нормы» рядом с нами встанут не только бабушки и дедушки, не только друзья, но, к сожалению, и современная медицина. И шанс будет упущен.
Чарковский в экспериментах с животными пробовал отдавать новорожденных животных на «водное воспитание» животным, ведущим водный или полуводный образ жизни (например, котят - выдре). Результаты убедительно показали - новорожденных легко можно адаптировать к воде, и системой тренировок закрепить врождённый плавательный рефлекс. Но в этот период новорожденный очень чувствителен к внешнему воздействию. Например, стоило вместо мамы рядом с бассейном появиться его настоящей «сухопутной» маме, как малыш забывал про все уроки и начинал… тонуть! И подобные эффекты в большей или в меньшей степени постоянно воспроизводятся при обучении плаванию детей. Итак, первоначальная проблема плавающего младенца оказалась на практике проблемой более широкой - проблемой плавающей мамы и её плавающего ребёнка.
Кстати, эксперименты на животных показали, что плавательный рефлекс и отсутствие «стресса на воду» могут быть генетически закреплены, наследоваться. Детёныш той матери, которая сама была рождена в воду и адаптирована к воде, получает не только надёжного «тренера» и спутника в освоении воды, но и генетически более свободен от «стресса на воду». По мнению Игоря Борисовича здесь проглядывается путь к полному освобождению генетики человека (и животных) от страха перед водой, а значит, - и надёжный путь к подлинному освоению водной среды, Океана…
Итак, рядом с новорожденным, осваивающим водную среду, должны быть взрослые со снятым «стрессом на воду». Но таких взрослых пока нет (за очень редким исключением). Значит, рядом должны быть люди, у которых контакт с водой надёжный и постоянный, значит, - во всяком случае - рядом не должно быть людей с активным страхом к воде!
В трудном эволюционном возвращении к Океану у человечества есть надёжные друзья - дельфины.
Тысячелетний опыт наблюдений за дельфинами даёт многочисленные подтверждения о высоком уровне их психического развития (мозг дельфинов и других китовых по размерам уступает только мозгу человека) и их высочайшее дружелюбие по отношению к человеку. «Морской народ» - называли дельфинов древние греки. В этих словах звучит отношение равного к равному, в этих словах «море» и «жизнь» не противопоставляются. «Морской народ» - это народ, живущий на соседней территории (вернее, «акватории»). «Морской народ» - это народ без «стресса на воду»!
Напомним, что дельфин - млекопитающее, что дельфин как человек, дышит воздухом, его плавания в воде - это длительные ныряния. Не случайно лучшего ныряльщика мира Жака Майоля друзья называли «человек-дельфин». И именно этому - задержкам дыхания в воде - нужно научить новорожденного.
Можно ли использовать все эти уникальные качества дельфинов - высокий уровень психического развития, дружелюбное отношение к человеку и высокую адаптированность к воде для помощи в адаптации детей к воде? Это выглядит слишком смело? Трудно поверить? - Да! И всё же эксперименты Чарковского с участием дельфинов дали блестящее подтверждение этим смелым фантазиям: в присутствии дельфинов уроки раннего плавания идут намного эффективнее, «поле дельфинов» оказывает ободряющее и успокаивающее действие и на детей, и на родителей, и на тренеров. Более того, оказалось, что дельфины могут не только помочь в создании наиболее благоприятной атмосферы, но и быть активными и чуткими помощниками в сложных ситуациях. Так во время одной из тренировок в бассейне дельфин раньше, чем Игорь Борисович, заметил усталость и ухудшение состояния нырявшего ребёнка и решительно выпихнул его на поверхность воды до того, как это успел сделать сам Чарковский. Случай? - Да, но очень типичный и показательный. Конечно, сегодня ещё рано делать из этих экспериментов чисто практические выводы. Но также, как Жак Майоль, Пол Винтер, Эстель Майерс - И.Б.Чарковский считает, что современное отношение человека к дельфину - высокомерное, часто жестокое - должно быть полностью изменено. Только тогда мы сможем не только по-настоящему разгадать загадку «морского народа», но и найти в нём надёжного соседа и партнёра в освоении Океана. Не дрессировка по методу выработки «условных рефлексов», а поиск диалога, поиск сотрудничества! В такой стратегии Пол Винтер делает записи совместных музыкальных импровизаций с участием касаток. В такой стратегии Эстель Майерс в Новозеландском центре исследования дельфинов ищет пути к дружбе и сотрудничеству с «морским народом», в такой стратегии И.Б.Чарковский ищет пути сотрудничества с дельфинами в тренировках новорожденных и беременных.
Зачем нужны тренировки беременных?
Здесь надо сказать несколько слов о взглядах Чарковского на беременность, поскольку они существенно отличаются от традиционных. Для современной медицины характерен общий подход к человеку с позиции болезни.
Медицина лечит болезнь, патологию, отставания от «нормы». Представив себе на минутку человека в белом халате, мы уже сразу слышим привычный вопрос: «На что жалуетесь?»
Сегодня беременность и роды - тоже поле деятельности медицины. Так на что же жалуетесь, беременная? На счастье появления новой жизни, на предстоящую встречу со своим ребёнком - можно ли жаловаться? Беременность - не болезнь! Роды - не хирургическая операция! Вот точка зрения Чарковского, Мишеля Одена (Франция) и некоторых других инициаторов нового подхода к рождению человека. Для Мишеля Одена беременность - это продолжение и развитие интимной жизни супругов, это период тонкий и богатый по своим краскам и тонам, период особо глубокого сознания их единства, а роды - это кульминация этих интимных отношений, вершина эмоционального, энергетического и духовного соединения мужчины и женщины.
Беременность - не болезнь, беременность - это даже не просто естественное и здоровое состояние организма, беременность - это особая пора любви в жизни супругов, и те, кто не умел увидеть и почувствовать этого - многое потеряли, - считает М.Оден.
И.Б.Чарковский обратил внимание на другую важную сторону этого периода. Если для Одена беременность - это прежде всего новые отношения супругов, то для Чарковского - это период начавшейся жизни ребёнка, возможно, самый важный её этап. Действительно, почему мы отсчитываем жизнь человека от момента рождения? Означает ли это молчаливое предположение то, что во время внутриутробного развития не происходит никаких знаменательных для всей жизни ребёнка событий?
Эта точка зрения глубоко ошибочна, - считает И.Б.Чарковский. она является причиной многих упущенных для развития ребёнка возможностей, и многих травм, получаемых его организмом и его психикой.
Кстати, по китайской традиции возраст человека отсчитывается не с момента рождения, а с момента зачатия - тоже, наверно, не случайно.
Для пояснения этой позиции Чарковского начнём с простого примера. Эксперименты показали, что если женщина во время беременности сама продолжает плавать и тренирует задержки дыхания - её ребёнок после рождения легче адаптируется к воде, лучше переносит задержки дыхания. Откуда появился этот опыт? - Очевидно, организм ребёнка в утробе матери проходил тренировку теми же состояниями! И полученный опыт устойчивости к состояниям с недостатком кислорода пригодится ему не только для быстрого освоения плавания и ныряния - но и может оказаться просто бесценным в некоторых сложных ситуациях во время самих родов. Но если ребёнок так чувствует дыхание материнского организма, условия его контакта с водой, - то он, очевидно, чувствует воздействие и многих других условий, в которые попадает мать, внутренние эмоциональные состояния матери (радость, горе, психические стрессы и т.п.), физические внешние условия (температурные и физические нагрузки, общий тонус организма и т.д.). А то и другое в значительной степени определяется социальным окружением матери, принятыми нормами социальной жизни (транспорт, одежда, физические нагрузки, характер психологических отношений беременной с окружающими). Таким образом, ребёнок опосредованно - «животом своим» усваивает многие социальные нормы ещё задолго до рождения! Эти предположения Чарковского нашли в последнее время надёжное подтверждение во многих парапсихологических исследованиях, в частности в работах Станислава Гроффа, которые доказывают, что даже сознание эмбриона, а не только его физиология, активно реагирует на внешние условия жизни матери, её отношения к окружающим и - что особенно важно - её отношение к беременности и будущему ребёнку. Именно здесь кроется причина многих последующих патологий, но именно здесь кроется и уникальная в жизни ребёнка возможность раскрытия его потенциальных психических и физических способностей.
А теперь попробуем подвести краткие итоги нашего обзора.
Итак, основа физических и психических возможностей человека закладывается не только в раннем младенчестве, но даже ещё во время внутриутробного развития. Водная среда может дать новые уникальные возможности для этого развития. Тренировки плаванием и задержками дыхания беременной женщины и новорожденного позволяет снять «стресс на воду», закрепить плавательный рефлекс, создать условия для ускоренного физического и психического развития ребёнка. Роды в воду позволяют избежать «гравитационного удара», сделать роды мягкими, избежать многих сложных ситуаций. В обучении новорожденных плаванию и в более широких программах освоения водной среды у человека есть надёжные друзья - дельфины.


Содержание














































<<На главную страницу